Предприятия по производству высокотехнологичных деталей в Челябинске и области объединяются в кластеры и разрабатывают запчасти для навесной техники и мини-тракторов. Изготовление запасных элементов осуществляется как на основе готовых чертежей, так и в индивидуальном конструкторском бюро.
Основной целью создания промкластера Челябинской области было разработка новых образцов деталей, которые смогли бы заменить элементы зарубежного производства. В результате создавались модернизированные гусеничные тракторы с запчастями местного производства. Для того, чтобы предприятие начало свою активную работу, понадобилось 8 месяцев.
Людмила Подживотова, директор по изготовлению деталей и узлов строительных и сельскохозяйственных машин, указывает на то, что сложный путь только начался, но теперь у нас есть возможность экономить собственные ресурсы, уменьшая объем технологических операций и увеличивая их способность противостоять большим нагрузкам. Если ранее схожие по функционалу детали приобретались в Китае, то теперь их можно изготавливать самостоятельно по совершенно иной технологии.
Основная идея заключается в новинке технического характера – подшипнике скольжения, созданного путем центробежного литья. Он заменит подшипники качения, используемые до этого в катках. Благодаря повышенной функциональности и устойчивости к большим нагрузкам техника не изнашивается так быстро. Благоприятные прогнозы указывают на то, что уже сейчас изделие благодаря своим характеристикам способно вытеснить на рынке запчастей некачественные китайские детали.
Согласно последним данным рынок запчастей в стране и на Южном Урале активно развивается. Прежде всего это связано с тем, что предприятия стремятся экономить, сокращая затраты на приобретение новой техники. Заменяются только отдельные детали, а не целые узлы.
Новые детали надежно защищены от подделок и запатентованы. При этом их можно устанавливать, как на российскую технику, так и на продукцию европейского производства. На сегодняшний день планируется как заготовительное производство, так и сборка готовых изделий. Так, начиная с 2000 года, была налажена сборка сельхозтехники на Южном Урале, но при этом многие детали так же заказывались за границей, что достаточно хлопотно и неудобно. А теперь практически 60% деталей в мини-тракторах изготовлены на российских заводах, за исключением дизеля. Также планируется выпустить обновленные модели тракторов, для чего и был создан кластер.
Уральские тракторы пользуются большой популярностью, при этом их стоимость гораздо ниже моделей итальянского производства. С ним можно комплектовать различные типы навесного оборудования. В конструкторском бюро занимаются усовершенствованием плуга, щеток, лопаток. Новые рабочие места на заводах занимают квалифицированные специалисты среднего звена, которые обучаются в Южно-Уральском техническом колледже.