Подшипник (от«под шип»)-сборочный узел, являющийся частью опоры или упора и поддерживающий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращения, качение или линейное перемещение (для линейных подшипников) с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции.

По принципу работы все подшипники можно разделить на несколько типов:

  • Подшипники качения
  • Подшипники скольжения

ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ

Подшипники качения состоят из двух колец, тел качения (различной формы) и сепаратора (некоторые типы подшипников могут быть без сепаратора), отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Классификация подшипников качения осуществляется на основе следующих признаков:

По виду тел качения

· Шариковые,
· Роликовые (игольчатые, если ролики тонкие и длинные);

По типу воспринимаемой нагрузки

· Радиальные (нагрузка вдоль оси вала не допускается).
· Радиально-упорные, упорно-радиальные. Воспринимают нагрузки как вдоль, так и поперек оси вала. Часто нагрузка вдоль оси только одного направления.
· Упорные (нагрузка поперек оси вала не допускается).
· Линейные. Обеспечивают подвижность вдоль оси, вращение вокруг оси не нормируется или невозможно. Встречаются рельсовые, телескопические или вальные линейные подшипники.
· Шариковые винтовые передачи. Обеспечивают сопряжение винт-гайка через тела качения.

По числу рядов тел качения

· Однорядные,
· Двухрядные,
· Многорядные;

По способности компенсировать несоосность вала и втулки

· Самоустанавливающиеся.
· Несамоустанавливающиеся.

По степени защиты

  • с одной защитной шайбой
  • с двумя защитными шайбами
  • с односторронним уплотнением
  • с двухсторонним уплотнением

ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ

Подшипник скольжения — опора или направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей. Радиальный подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется рабочий элемент — вкладыш, или втулка из антифрикационного материалаи смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, заполненный смазочным материалом, который позволяет свободно вращаться валу. Расчёт зазора подшипника, работающего в режиме разделения поверхностей трения смазочным слоем, производится на основе гидродинамической теории смазки.

КЛАССИФИКАЦИЯ

В основу классификации положен анализ режимов работы подшипников по диаграмме Герси-Штрибека.
Подшипники скольжения разделяют:

в зависимости от формы подшипникового отверстия:

· одно- или многоповерхностные,
· со смещением поверхностей (по направлению вращения) или без (для сохранения возможности обратного вращения),
· со смещением или без смещения центра (для конечной установки валов после монтажа);

по направлению восприятия нагрузки:

· радиальные
· осевые (упорные, подпятники),
· радиально-упорные;

по конструкции:

· неразъемные (втулочные)
· разъемные (состоящие из корпуса и крышки)
· встроенные (рамовые, составляющие одно целое с картером, рамой или станиной машины);

по количеству масляных клапанов:

· с одним клапаном,
· с несколькими клапанами;

по возможности регулирования:

· нерегулируемые,
· регулируемые.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Основное условное обозначение подшипников состоит из семи цифр основного условного обозначения (при нулевых значениях этих признаков оно может сокращаться до 2 знаков) характеризиющих тип, серию и внутренний диаметр и дополнительного обозначения, которое располагается слева и справа от основного. При этом дополнительное обозначение, расположенное слева от основного, всегда отделено знаком тире (—), а дополнительное обозначение, расположенное справа всегда начинается с какой-либо буквы.

ЗНАКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ

Слева от основного обозначения ставят знаки:

ISO 492ГОСТ 520Точность изготовления
Р0НормальныйНормальная
Р6Класс 6Повышенная
Р5Класс 5Высокая
Р4Класс 4Прецизионная
Р2Класс 2Сверхпрецизионная

Классы точности 8 и 7 ниже класса 0 и подшипники этих классов точности применяются в неответственных узлах. Класс точности 0 в случае отсутствия специальных требований (к радиальному зазору и др.) в условном обозначении не указывается. Буква «У», стоящая после знака класса точности, означает повышенную точность конических роликовых подшипников.

Справа от основного обозначения ставят знаки:

Материал деталей подшипников:

Е — сепаратор из пластических материалов,

Ю — детали подшипников из нержавеющей стали.

Я — подшипники из редко применяемых материалов (твердый сплав, стекло, керамика и т. д.),

А — обозначение подшипника повышенной грузоподъёмности,

Х, Х1 — кольца и тела качения или только кольца (в том числе одно кольцо) из уементируемой стали.

W — детали подшипников из вакуумированной стали,

Р, Р1 — детали подшипников из теплостойких (быстрорежущих сталей),

Г, Г1 — сепаратор из черный материалов,

Б, Б1 — сепаратор из безоловянистой бронзы,

Д, Д1 — сепаратор алюминиевого сплава,

Н, Н1 — кольца и тела качения или только кольца (в том числе одно кольцо) из модифицированной жарапрочной стали(кроме подшипников радиальных роликовых сферических двухрядных),

Э, Э1 — детали подшипника из стали марки ШХ со спецприсадками,

· конструктивные изменения (например, К — конструктивные изменения деталей подшипников, М — роликовые подшипники с модифицированным контактом);

· требования к температуре отпуска (Т, Т1, Т2, Т3, Т4, Т5);

· смазочный материал, закладываемый в подшипники закрытого типа при их изготовлении (например, С1, С2, С3 и т. д.);

· требования по уровню вибрации (например, Ш1, Ш2, ШЗ и т. д.).

Основные технологии изготовления сепаратора из разных материалов.

  • Штамповка
  • Механическая обработка
  • Литье под давлением
  • Упрочение поверхности сепаратора

Габаритные размеры подшипника

Габаритные размеры подшипника обозначены в трех группах цифровых множителей условного обозначения. dxDxB

Первый множитель — внутренний диаметр d

второй – внешний диаметр D

третий – ширина подшипника B.

Размеры указаны в миллиметрах.